ВСМС, Новости, Районы области, Муниципальные районы, Самоуправление, Новости местного самоуправления, ЖКХ, Управдом, Школа Управдома, Зуга, Омск
На главную |
 
Меню сайта
Главная » 2011 » Ноябрь » 24 » Сибири не хватает денег, компетенций и желания перемен
09:32
Сибири не хватает денег, компетенций и желания перемен

Бюджеты на 2012 год в первом чтении приняли практически все регионыСибири, определив основные параметры главного финансового документа на следующий год, пишет пресс-служба АСДГ со ссылкой на  журнал "Эксперт"и  ИА "СИБИНФО".

Для всех регионов округа характерно одно ‑ все они "социально ориентированы". В Сибири нет ни одного региона, где доля затрат на социальную сферу в 2012 году составит менее 50% бюджетных расходов. И обусловлено это, конечно грядущими выборами и федеральным законодательством, отмечает издание.
А вот на развитие экономики денег региональным властям с такими бюджетами явно не хватит. Специалисты, пока, не испытывают особого оптимизма и в связи с инициативой президента Медведева, перераспределить бюджетные деньги в пользу регионов. Ведь на местах этими деньгами могут воспользоваться менее эффективно.

10 лет централизации финансов
А ведь еще каких-то 10 лет назад нефтегазовые регионы страны имели колоссальные доходы от расположения энергобизнеса на своей территории. Так, если в 2000 году доли доходов в региональную и федеральную казну были примерно равны (48% и 52% соответственно), то к 2011 году центром притяжения средств стал бюджет страны. Сегодня его доля — примерно 60%, где-то на уровне 10% оценивается доля бюджетов муниципальных образований.

Пострадала Сибирь от принятого в 1998 году Бюджетного кодекса РФ, от налоговых реформ последних лет, а также от строительства вертикально интегрированных компаний, которые фактически изъявили нефтяные деньги из регионов.
Так, после покупки "Юкоса" государственной "Роснефтью" в 2004 году бюджетТомской области потерял до 28% доходов, а город нефтяников Стрежевой ‑ и все 96%. А перерегистрация в Санкт-Петербурге "Сибнефти", выкупленной "Газпромом" у структур Романа Абрамовича в 2006 году, стоила Омской области почти половины регионального бюджета.

Впрочем, не везде все так плохо. Наличие диверсифецированной экономики, к примеру, позволило Новосибирской области избежать таких экономических "стрессов", которые в свое время испытали западный и северный сосед региона.
Вместе с тем, с точки зрения бюджетных доходов быстрее всего восстанавливается экономика как раз в "сырьевых" регионах Сибири. Так, по состоянию на 1 июля 2011 года, по сравнению с тем же периодом прошлого года, наибольший рост доходов бюджетов зафиксирован в Иркутской (на 35,8%), Кемеровской (на 31,5%) и Томской областях (на 19,3%).

Обязанности, вместо денег
Беды сибирских регионов на централизации бюджета не заканчиваются. Не смотря на то, что федеральный центр прибирает к рукам все больше источников доходов, обязанностями с регионами он поделиться не прочь.

Так, возрождение региональных дорожных фондов перетянет на себя деньги из других направлений региональных бюджетов. Реформа МВД предполагает финансирование полиции исключительно из федеральной казны. Однако, взамен регионы отдают доходы от уплаты акцизов на алкогольную продукцию и от госпошлин за регистрацию транспортных средств.

Наконец, третье существенное изменение, как отмечает "Эксперт", ‑ передача учреждений среднего профессионального образования и здравоохранения из муниципального ведения в региональное, с соответствующими дополнительными затратами.

Тем не менее, и в таких условиях бюджет принимать как-то надо. К примеру, Омская область уже окончательно определилась с казной на 2012 год. На главный финансовый документ региона, конечно, отложил отпечаток и извечныйконфликт губернатора Леонида Полежаева и мэра Омска Виктора Шрейдера – Омск выделит региону в качестве субсидии два миллиарда рублей. Необычная ситуация, когда город субсидирует область.

Другие регионы СФО так же по-своему отличились. Бурятия, единственная в округе, приняла свой бюджет с профицитом, Пиангарье, также уникальный случай для Сибири, сверстало бюджет на один год, а не на три.

В целом, "бюджет развития", как его ни оценивай, все равно составляет не более 20% затрат в структуре региональных бюджетов Сибири, замечает "Эксперт".

Москва готова поделиться, готовы ли регионы к децентрализации?
То, что сложившаяся система далека от совершенства понимают и в Кремле. В последнее время президент, Совет федерации, рабочая группа правительства, то и дело, говорят о необходимости децентрализации российской казны, о перераспределении доходов.
Регионы и муниципалитеты уже давно твердят – денег не хватает не только на развитие, но, порой, и на самое необходимое. Но, готовы ли сами муниципалитетыбрать новые финансовые ресурсы, задаются вопросом специалисты. Издание делает выводы, что не готовы и приводит в пример высказывание минфина НСО Виталия Голубенко.

"В конце сентября региональное Заксобрание приняло закон, согласно которому часть НДФЛ может быть передана муниципалитетам взамен дотаций. Всего муниципалитетам было передано дополнительно 3,4 миллиарда рублей, из которых два миллиарда — Новосибирску. Но дальше оказалось, что главы муниципалитетов не заинтересованы менять субсидии на налоговые поступления. Ведь налоги нужно администрировать, нужно вести переговоры с юридическими лицами, а получать дотации гораздо проще", — отмечает министр.

Новосибирский регион при столкновении с инертностью чиновников на местах оказывается не одинок. Более того, эта проблема существует и на региональном уровне. Согласно итоговому рейтингу, в Сибири только три региона управляют своими финансами с высоким качеством. На "двойку" качество финансового управления второй год подряд оценивается в Иркутской области. Остальные регионы — твердые "троечники".

Вместе с тем, эксперты констатируют достижение предела централизации и в части полномочий, и в части финансовой политики. "Мы видели, как региональные бюджеты оставались фактически без денег, либо компенсировали это за счет муниципалитетов, как следствие оставляя без денег их. Поэтому решение назревшее, необходимое для повышения эффективности государственных расходов. Конечно, возможно, некоторые регионы к этому не готовы, как и не готовы отчитываться о достигнутых результатах. Но процесс надо запускать, иначе эта готовность никогда не появится" – сказал президент фонда "Петербургская политика" Михаил Виноградов.

Сообщить друзьям:


Просмотров: 1418 | Теги: финансы, СФО, бюджет, муниципалитеты, Сибирь
Всего комментариев: 0
avatar

Введите свой e-mail:

Омская область

Муниципальные районы
Омской области:

 

1.  Азовский немецкий

2.  Большереченский

3.  Большеуковский

4.  Горьковский

5.  Знаменский

6.  Исилькульский

7.  Калачинский

8.  Колосовский

9.  Кормиловский

10. Крутинский

11. Любинский

12. Марьяновский

13. Москаленский

14. Муромцевский

15. Называевский

16. Нижнеомский

17. Нововаршавский

18. Одесский

19. Оконешниковский

20. Омский

21. Павлоградский

22. Полтавский

23. Русско-Полянский

24. Саргатский

25. Седельниковский

26. Таврический

27. Тарский

28. Тевризский

29. Тюкалинский

30. Усть-Ишимский

31. Черлакский

32. Шербакульский

 

тел. 574-659, 577-257, omsk.55.vsms@gmail.com

ВСМС Омское региональное отделение | 2021 | | |