ВСМС, Новости, Районы области, Муниципальные районы, Самоуправление, Новости местного самоуправления, ЖКХ, Управдом, Школа Управдома, Зуга, Омск
На главную |
 
Меню сайта
Главная » 2017 » Июль » 12 » Игорь Зуга: «Мы уже успели прогреметь на всю страну»
06:18
Игорь Зуга: «Мы уже успели прогреметь на всю страну»

Председатель Омского регионального отделения общероссийской общественной организации «Всероссийский Cовет местного самоуправления» Игорь Зуга рассказал, насколько реальны дела ВСМС, кому выгодно общегородское обсуждение кандидатур в мэры Омска, и выиграл у корреспондента «Делового Омска» в «цитатной дуэли».

Газета "Деловой Омск" (№ 27, 11.07.2017)

Автор: Вадим Березиков

Игорь Зуга: «Мы уже успели прогреметь на всю страну»

Фото: Александр Румянцев

Игорь Михайлович, в своих выступлениях вы любите использовать цитаты великих писателей и философов. С вашего позволения, я тоже процитирую Бориса Гребенщикова: «Рок-н-ролл мертв, а я — еще нет». Можно ли эту цитату переложить на местное самоуправление и вашу деятельность на посту руководителя регионального отделения ВСМС?

— Я похож на человека, который будет заниматься безнадежным делом?

27 июня исполнилось десять лет Омскому региональному отделению «Всероссийского Совета местного самоуправления». Я десять лет своей жизни посвятил развитию институтов местного самоуправления в Омском регионе, а вы предлагаете мне стать героем на выжженной земле? Местное самоуправление — это институт, один из основных демократических принципов, гарантированных нашей конституцией. Можно говорить, и это будет справедливо, о тех трудностях, которые переживает местное самоуправление в настоящее время, но сомневаться в том, что оно живет и дышит, оснований нет. Другое дело, что здесь нельзя ждать быстрых результатов. И уж коль скоро вы начали с цитаты, я вам тоже отвечу цитатой Альберта Эйнштейна: «Тот, кто хочет видеть результаты своего труда немедленно, должен идти в сапожники». Между тем за эти десять лет мы выстроили результативные отношения с органами власти, общественными организациями, КТОСами, школами. Мы возродили уже порядком подзабытые с советского времени традиции шефства над школами. На протяжении нескольких лет подряд мы реализуем образовательные проекты «Школа Управдома» и «Народный факультет». Мы помогаем омичам решать проблемы территорий их проживания. Все результаты нашей работы не сиюминутны, это годы работы.

Тем не менее по системе местного самоуправления недавно был нанесен существенный удар. Я говорю об отмене прямых выборов мэра в большинстве регионов России. Что это: системная ошибка или попытка включить в жесткую вертикаль власти в том числе и муниципальных управленцев? Продолжу вопрос цитатой Виктора Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»?

— Это, безусловно, попытка усилить контроль за местным самоуправлением. Стремление все держать под контролем — «как бы чего не вышло» — в данном случае сыграло с теми, кто принимал решение об отмене прямых выборов мэров в нашем регионе, злую шутку. С одной стороны, теперь депутаты Законодательного cобрания Омской области оказались в ситуации отсутствия достойной кандидатуры на должность мэра, с другой — граждане могут, видя опыт первой неудачной попытки, выбрать градоначальника, упрекнуть власти в неспособности выполнить взятые на себя обязательства. В результате мы уже успели «прогреметь» на всю страну на Первом канале в шоу Ивана Урганта. Продолжим цитатную дуэль: Dura lex, sed lex (Закон суров, но это закон. — Прим. ред.). То есть мы должны этот закон исполнять, как бы ни было сложно. Именно поэтому омское регио-нальное отделение ВСМС предложило вынести вопрос о вероятных кандидатурах на должность мэра на общегородское обсуждение. Общественные организации, политические партии, СМИ и граждане предложили своих вероятных претендентов для участия в общегородском опросе. Важно отметить, что основной опрос, который уже стартовал, организован не в интернете, речь идет о личном опросе граждан 18 лет и старше по месту жительства профессиональными интервьюерами. Мы открыты для контроля со стороны общественности на всех стадиях проведения общегородского опроса. И за разъяснениями омичи могут обращаться в региональное отделение ВСМС.

То есть ваша инициатива по проведению общественного опроса по определению кандидатов в «народные мэры» продиктована необходимостью соблюдения закона? Может, все-таки есть личные мотивы? Или это исключительно инициатива для развития общественной активности? Журналисты всегда пытаются найти cui prodest (кому выгодно).

— Журналисты любят навешивать ярлыки, яркие, кричащие бирки. Мы не определяем «народного мэра». Мы не противопоставляем себя конкурсной комиссии по выборам мэра. Наша инициатива не является альтернативой действующей модели выборов. Омское региональное отделение «Всероссийского Совета местного самоуправления», руководствуясь уставными задачами ВСМС по развитию институтов местного самоуправления и непосредственному участию в формировании органов власти, предложило процедуру широкого общегородского обсуждения вероятных кандидатур на должность мэра с участием общественных организаций, политических партий, СМИ и граждан. Предложений по более чем 40 персонам нам поступило, 27 из них дали свое согласие на включение в анкету общегородского опроса. Саму анкету опроса мы обсудили с представителями профессионального социологического сообщества и общественными организациями. Чуть перефразируя Лоуренса Питера, скажу, что в нашем случае опрос — это единственная гонка, в которой выигрывает большинство участников.

У нас сегодня, к сожалению, нет понимания города как единого инфраструктурного, экономического, социокультурного объекта.

Так или иначе мэра выберут. Давайте поговорим о том, каким он должен быть. Ведь бытует мнение, что мэр прежде всего это «главный дворник» и «главный сантехник». Как, по вашему мнению, в процентном отношении должны распределяться усилия градоначальника: сколько в мэре должно быть политика и сколько — хозяйственника?

— Мэр прежде всего должен быть профессиональным управленцем. Управление городом предполагает наличие целого спектра компетенций, включающих знание экономических процессов и городской инфраструктуры. Мэр должен иметь целостное представление обо всех составляющих жизнеобеспечения города, должен уметь находить общий язык с инвесторами. У нас сегодня, к сожалению, нет понимания города как единого инфраструктурного, экономического, социокультурного объекта. В действиях чиновников присутствует фрагментарность — каждый выполняет свою часть работы, но целостная картина не складывается.

Вы категорический противник назначения «варяга» на пост омского градоначальника. Почему?

— В 90-е годы в уставах некоторых российских городов было указано, что мэром города может быть только тот, кто имеет определенный стаж проживания в этом городе. Я убежден, что только человек, долгое время проживающий в городе, может быть плоть от плоти местного самоуправления.

Горожане должны знать своего мэра как своего соседа, как человека, который ходит с ними по одним улицам, посещает одни и те же магазины, театры, в общем, испытывает на себе все проблемы городской среды обитания.

Кандидатуру омского мэра будут утверждать депутаты уже нового созыва Городского совета. Обострит ли это борьбу на выборах в Горсовет?

— Безусловно, определение кандидатуры мэра в настоящий момент — это горящий вопрос местной повестки. Правильно и логично, что участвующие в предстоящих выборах в Горсовет политические партии должны заявить своих кандидатов в мэры, так как и депутаты, и мэр — это ветви одного дерева — городского само-управления. Поэтому отсутствие заявленных кандидатов от участвующих в выборах политических сил делает выборы в Горсовет менее понятными для избирателей. Горожанин должен видеть не только персоны будущих депутатов, но и их представления о развитии города в будущем, где личность мэра является основным фактором этого будущего.

Коммунист Виктор Жарков в суде отстоял право кандидатов в мэры Омска не предоставлять программу развития города. Как вы считаете, правильно ли это: идти в мэры и не иметь четкой программы действий?

— Формальное требование наличия этой программы, как это заложено в 512 решении Омского городского совета, не предполагает экспертной оценки предлагаемых программ, а сводится лишь к обсуждению членами конкурсной комиссии. Что само по себе, при всем уважении к членам комиссии, вряд ли может быть объективным критерием конкурса. И рассчитывать на то, что среди миллиона омичей есть кандидат, который учел все факторы городского управления и представляет в деталях решение всех городских проблем, было бы наивно. Программы создают экспертные сообщества, и они никогда не являются безукоризненной инструкцией того, как развивать город. В том-то и сила управленца, что, выслушав мнение профессионалов и учтя все обстоятельства, он принимает наиболее грамотное и оптимальное решение. Поэтому неслучайно некоторыми кандидатами было продемонстрировано довольно наивное представление о перспективах развития города. От кандидатов, скорее, надо было требовать не программу, а основные принципы управления, на которых будущий мэр предполагает реализовать запросы жителей города. Тем более что это формальное требование нарушает конституционный принцип пассивного избирательного права.

И не могу в конце интервью не спросить. На мой взгляд, мы удачно пикировались цитатами. Вы выиграли, могу признать. Вы действительно часто и много цитируете и писателей, и философов, и экономистов, и социологов. А есть ли цитата, которая полностью отражает ваше отношение к жизни?

— Да. Я начал цитатой Альберта Эйнштейна, тогда и закончим его же высказыванием: «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь имела смысл».

Прекрасная точка. Спасибо.

 

Сообщить друзьям:


Просмотров: 68
Всего комментариев: 0
avatar

Введите свой e-mail:

Block title

Муниципальные районы
Омской области:

Город Омск

1. Азовский немецкий

2. Большереченский

3. Большеуковский

4. Горьковский

5. Знаменский

6. Исилькульский

7. Калачинский

8. Колосовский

9. Кормиловский

10. Крутинский

11. Любинский

12. Марьяновский

13. Москаленский

14. Муромцевский

15. Называевский

16. Нижнеомский

17. Нововаршавский

18. Одесский

19. Оконешниковский

20. Омский

21. Павлоградский

22. Полтавский

23. Русско-Полянский

24. Саргатский

25. Седельниковский

26. Таврический

27. Тарский

28. Тевризский

29. Тюкалинский

30. Усть-Ишимский

31. Черлакский

32. Шербакульский

тел. 432-538, 574-659, 577-257, mail@vsmsomsk.ru

ВСМС Омское региональное отделение | 2017 | Хостинг от uCoz | |