ВСМС, Новости, Районы области, Муниципальные районы, Самоуправление, Новости местного самоуправления, ЖКХ, Управдом, Школа Управдома, Зуга, Омск
На главную |
 
Меню сайта

Уважаемые коллеги!

 

Развитие в России эффективного местного самоуправления, обеспечение комплексного и устойчивого развития муниципальных образований является одним из важнейших направлений деятельности государства.

C 1 января 2009 года, вступил в силу в полном объеме Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - базовый закон для всего муниципального сообщества.

Этот закон со всей уверенностью можно назвать первым и наиболее крупным национальным проектом, начатым Президентом Российской Федерации.

Масштабность нововведений и необходимость постепенного перехода на новую систему организации местного самоуправления потребовали длительного переходного периода. Была проведена значительная работа по обобщению правоприменительной практики и корректировке ряда положений закона. В целях активизации муниципального сообщества, в этот период, по инициативе партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» был создан «Всероссийский Совет местного самоуправления», который на протяжении более трех лет ведет работу по мониторингу муниципальной реформы и активно обсуждает с муниципалами пути совершенствования законодательства.

Многие идеи, полученные Советом от муниципального сообщества, нашли свое отражение в принятых законах. Так были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон о муниципальной службе. Субъектам Российской Федерации предоставлено право предусматривать для муниципальных служащих классные чины. Усовершенствованы положения закона, в части определения продолжительности отпуска муниципального служащего.

Одним из важнейших факторов перед вступлением в силу 131-ФЗ стало принятие в декабре 2008 года федерального закона № 281-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который урегулировал многие коллизии и устранил отдельные противоречия между действующими законодательными актами.

В частности именно этим законом до 1 января 2012 года продлен срок приватизации или перепрофилирования муниципального имущества.

До 2011 года продлен срок описания границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.

Все виды муниципальных образований – поселения, муниципальные районы, городские округа – получили возможность создавать условия для развития туризма.

Предусмотренный законодательством порядок разграничения имущества между вновь образованными муниципальными формированиями распространен и на муниципальные образования, созданные до принятия 131-го закона.

Многие субъекты Российской Федерации ставили вопрос о том, чтобы получить возможность создания административных комиссий, с одновременным правом наделения этим государственным полномочием органов местного самоуправления. В настоящее время данная проблема также решена положительно.

Внесено дополнение в Налоговый кодекс, которое освобождает органы местного самоуправления от уплаты госпошлины в случаях, когда они выступают в качестве истцов и ответчиков при рассмотрении дел в арбитражных делах. Предложения об этом звучали на собраниях актива ВСМС.

На протяжении нескольких последних лет остро стоял вопрос о содержании скотомогильников. Согласно 281-му закону скотомогильники (биотермические ямы) теперь отнесены к собственности субъектов Российской Федерации.

В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 года Президент Российской Федерации поставил задачу повысить ответственность руководителей органов местного самоуправления за качество и результаты их работы, дав возможность представительным органам муниципальных образований более действенно контролировать, а при необходимости – и отстранять от должности руководителей муниципалитетов. Уже в весеннюю сессию 2009 года Государственной Думой принят Федеральный закон № 90-ФЗ. Была установлена обязанность главы муниципального образования, главы местной администрации ежегодно отчитываться перед представительным органом (по аналогии с федеральным уровнем). Также был введен институт удаления главы муниципального образования в отставку

Главная задача этих нововведений – повышение эффективности деятельности органов власти и ее ответственности перед населением. Строгая регламентация, открытость и публичность введенных процедур обеспечивает их демократичность.

Уважаемые коллеги!

Важнейшим направлением развития законодательства о местном самоуправлении является работа по укреплению финансовых основ местного самоуправления.

30 декабря 2008 года был принят Закон № 310, предусматривающей внесение изменений в Бюджетный кодекс. Вот только некоторые из них, непосредственно затрагивающих деятельность муниципальных органов власти.

Во-первых. Нормами Бюджетного кодекса субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в бюджет субъекта, вместо дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

Согласно нормам 310-го Федерального закона субъектам Российской Федерации предоставляется возможность устанавливать указанные дополнительные нормативы отчислений по этому налогу, но только при условии согласования вопроса с соответствующими представительными органами муниципального образования.  При этом такие нормативы отчислений должны будут устанавливаться регионами на срок не менее 3-х лет.

Во-вторых. В Бюджетный кодекс внесены поправки, которыми был урегулирован порядок установления и исполнения расходных обязательств, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления поселений и муниципальных районов переданных им на основе соглашений полномочий.

В-третьих. Согласно ранее действовавшей редакции положений Бюджетного кодекса размер дотаций из бюджетов субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений мог определяться только исходя из численности жителей муниципального образования.

Такое ограничение не позволяло субъектам Российской Федерации учитывать при выравнивании уровня бюджетной обеспеченности поселений их налоговую базу, а также социально-экономические, географические и иные объективные факторы и условия, влияющие на стоимость предоставления муниципальных услуг.

310-м Законом внесены изменения в Бюджетный кодекс, согласно которым субъектам Российской Федерации также предоставляется возможность определять размер указанных дотаций бюджетам поселений исходя из уровня их бюджетной обеспеченности с учетом указанных факторов.

 

Коллеги!

На сегодняшний день мы можем констатировать, что регулирование местного самоуправления достаточно разработано, и тем, кто хочет, оно позволяет решать практически все вопросы. Главное, в чем, на мой взгляд, действительно нуждаются в настоящее время муниципалы – это стабильность законодательства, отсутствие масштабных изменений, требующих перестройки налаженной работы.

В этих условиях наша работа по совершенствованию, в первую очередь, базового 131-го закона должна носить выверенный и точечный характер. Устранять выявляемые неточности, разрешать возникшие в реальной муниципальной практике вопросы мы должны хирургическими, даже микрохирургическими, воздействиями. И мы совершенно осознанно идем на то, что эти изменения будут лишены броской привлекательности для широкой общественности.

О каких изменениях я говорю.

Безусловно, стратегической задачей является формирование стабильной доходной базы местных бюджетов. Особую обеспокоенность вызывает проблема недостаточной обеспеченности бюджетов муниципальных образований собственными налоговыми доходами. Движение к решению этой проблемы должно быть пусть и небыстрым, но постоянным.

На данном этапе предлагается внести в Налоговый кодекс изменения, касающиеся улучшения администрирования (в том числе снижение материальных затрат) при взимании земельного и транспортного налогов, налогов на имущество физических лиц. Например, предусматривается  установление обязанности налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей по самостоятельному определению налоговой базы по земельному налогу не только в отношении земельных участков, фактически используемых ими в предпринимательской деятельности, но и в отношении участков, просто предназначенных для такой деятельности.

Наряду с этим предлагается ввести  изменения, устанавливающие предельный срок (3 года). привлечения к уплате  транспортного и земельного налогов налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающими эти налоги на основании налогового уведомления.

В Бюджетный кодекс Российской Федерации подготовлены изменения, предусматривающие совершенствование механизмов предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям, определение новых источников пополнения доходов местных бюджетов, приведение отдельных положений 131-ого Федерального закона с положениями Бюджетного кодекса.

Изменения, подготовленные в Федеральный закон № 131-ФЗ и Бюджетный кодекс, предусматривают корректировку механизма предоставления субсидий из поселений в муниципальные районы на решение вопросов местного значения межмуниципального характера.

В Федеральный закон также вносятся изменения,  уточняющие порядок финансирования вопросов, решение которых отнесено к праву органов местного самоуправления. Финансирование таких вопросов  предлагается осуществлять за счет доходов местных бюджетов за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений, а не только за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, как установлено действующей редакцией Федерального закона.

Работа по совершенствованию законодательства о местном самоуправлении не ограничивается только финансовыми аспектами.

Требуют планомерной доработки целый ряд отраслевых законов, в том числе Земельного, Градостроительного и Жилищного кодексов в части компетенции муниципальных образований, согласования их отдельных положений и 131-го Закона. Это перспективный план.

Сейчас, с учетом сложившейся в стране и в мире экономической ситуации, становится ясно, что очень многие муниципальные образования по объективным причинам не успевают принять документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Исходя же из нынешней редакции Закона о введении в действие Градостроительного кодекса, без этих документов деятельность муниципальных образований в сфере застройки и освоения территорий после 1 января 2010 года должна фактически остановится. Наше предложение – отодвинуть этот срок до 2012 года.

Также мы предлагаем доработать положения Трудового кодекса, введя в него институт муниципальных обязанностей (наряду с государственными и общественными). Это позволит укрепить гарантии трудовых прав по основному месту работы для местных депутатов, исполняющих свои полномочия на непостоянной основе.

Одновременно с этим мы постараемся доработать и порядок правового регулирования пенсионных прав муниципальных служащих.

В самом 131-ом Законе коррективы должны коснуться вопросов изменения статуса поселений (городское или сельское). Это будет считаться преобразованием.

Будет подробно прописана процедура перехода к делегированию при формировании районных представительных органов.

К правам органов местного самоуправления районов и городских округов может быть отнесено участие в экологической экспертизе.

Готовятся и другие уточнения отдельных норм Закона – уточнения «микрохирургические», носящие скорее редакционный характер и учитывающие реальные особенности муниципальной практики.

Также на правильное понимание правоприменителями направлена поправка в 122-ой Закон. А именно, в части регулируемого им разграничения имущества между уровнями публичной власти хотелось бы установить срок на рассмотрение соответствующих заявок – 90 дней. Это должно интенсифицировать весь процесс разграничения.

Не оставлены без внимания региональные советы муниципальных образований – для них запроектировано право законодательной инициативы в представительных органах соответствующих субъектов Российской Федерации.

Так, шаг за шагом, методично и наверняка, мы будем продолжать работу по совершенствованию законодательства и дальше.



Block title

Муниципальные районы
Омской области:

Город Омск

1. Азовский немецкий

2. Большереченский

3. Большеуковский

4. Горьковский

5. Знаменский

6. Исилькульский

7. Калачинский

8. Колосовский

9. Кормиловский

10. Крутинский

11. Любинский

12. Марьяновский

13. Москаленский

14. Муромцевский

15. Называевский

16. Нижнеомский

17. Нововаршавский

18. Одесский

19. Оконешниковский

20. Омский

21. Павлоградский

22. Полтавский

23. Русско-Полянский

24. Саргатский

25. Седельниковский

26. Таврический

27. Тарский

28. Тевризский

29. Тюкалинский

30. Усть-Ишимский

31. Черлакский

32. Шербакульский



тел. 432-538, 574-659, 577-257, mail@vsmsomsk.ru

ВСМС Омское региональное отделение | 2017 | Хостинг от uCoz | |